Цепь состоит из двух групп звеньев - внутренних и внешних. Внутренние звенья представляют собой две боковые пластины, жестко соединенные между собой расклепанными по краям втулками. На каждую втулку с минимальным зазором надет свободно вращающийся ролик. Внешнее звено состоит из двух пластин, соединенных стержнями, пропущенными сквозь отверстия втулок внутренних звеньев и расклёпанными на концах. То есть в цепи существуют две группы пар трения: втулка-стержень и втулка-ролик. Склёпаны они вместе с резиновыми уплотнителями - это, по сути, сальник, удерживающий смазку и защищающий ее от грязи.
Сальник
Безсальниковые цепи применяются в основном для мотокросса и эндуро. Они имеют маркировку MXZ
Сальниковые цепи:
О-Ring — имеют маркировку SO:
Форма сечения сальника самая простая – круг. Такой сальник имеет по одному пятну контакта с каждой из боковых пластин, к которым он прилегает и удерживает смазку внутри втулки. Безусловно, для дорожного использования такая цепь лучше, чем безсальниковая – срок ее службы гораздо дольше, причем цепь очень недорогая. При должном уходе и спокойной езде по более-менее чистым дорогам – прекрасный выбор.
RX (XSO) – Ring
Имеет маркировку XSO. Стандартная цепь, устанавливаемая на заводах производителями мотоциклов. Сечение сальника имеет форму буквы Х (если быть совсем точным, то буквы Ж, но в латинице такой буквы нет).
Соответственно, сальник имеет 2 пятна контакта с каждой из пластин, что позволяет ему более надежно удерживать смазку (при повреждении внешней стороны сальника вторая канавка остается целой и смазка никуда не девается из втулки).
Стоит такая цепь, безусловно, дороже, чем O-Ring, но и срок службы у нее подольше. Плюс можно безбоязненно эксплуатировать мотоцикл в более суровых (с точки зрения грязи) условиях.
XW (GXW) – Ring
Имеет маркировку GXW. Так называемая «усиленная» цепь. Сальник имеет еще более сложную форму – двух сопряженных букв W.
С каждой из пластин имеется 3 пятна контакта. Соответственно, тройной запас прочности по сравнению с O-Ring. При повреждении двух внешних колец цепь полностью сохраняет свои свойства за счет того, что смазка удерживается 3-м внутренним кольцом. Цепи подходят для тяжелых условий эксплуатации, когда важна уверенность в том, что привод мотоцикла не подведет в самый ответственный момент.
Замки цепи
1. CL/CLT spryng type. Этот замок хорош для малокубатурной мототехники, а также в полевых условиях – для быстрой сборки цепи или ее ремонта. Такой замок хорошо иметь с собой в путешествии.
2. PLS Soft Rivet Link – средней степени надёжности, прост в установке: требуется молоток и керн. В полевых условиях достаточно удара молотком. Пользуется популярностью у любителей «Сделай сам».
3. PL Rivet Link – самый надёжный. Он ставится в мотомастерских при помощи специального клёпочного станочка – мастером с опытом.
Маркировка
Цифровая маркировка цепей (520, 525, 530), означающая шаг и ширину, стандартная у всех производителей. А вот буковки после цифр, обозначающие прочность и форму резинового уплотнения, разные у всех производителей. Поэтому нужно смотреть по каталогу подходящий именно вам вариант.
SHDR цепь для мотокросса (без сальников); до 100сс
SH цепь для мотокросса (без сальников); до 85сс
MRDL6 цепь для мотокросса (без сальников); 125сс-250сс
MRD6 цепь для мотокросса (без сальников); 250сс-500сс
RXO/SM Супермото цепь QX/SX-Ring; до 750сс
SRX шоссейная QX-Ring сальниковая цепь; до 900сс
MVXZ эндуро QX-Ring сальниковая цепь; до 750сс
ZVX2 мощные спортбайки до 1400сс QX-Ring сальниковая цепь
ZZZ мощные спортбайки до 1400сс QX-Ring сальниковая цепь
RXO SuperBike, Super Stock, Moto GP QX/SX-Ring цепь
Пример: наименование DС530MZX-G
DC-это dyna chains
530 – ширина звена цепи.
MZX – символ высокого качества 4710 + QX-ring
G – «золотое» напыление на боковинках
В наименовании DС530MZО-G MZO – это допустимая нагрузка 4410 da N. В зависимости от степени нагрузки меняются и буквы. MXO-нагрузка 4310 QX-ring da N, MTX-нагрузка 3850 QX-ring da N.
В наименовании DС530HR буквы HR указывают, что эта цепь без резиновых уплотнителей